Неправомерные действия коллекторов. Способ защиты прав

Коллекторы обязаны соблюдать Закона РК "О коллекторской деятельности" (далее - Закон). Этот закон определяет методы работы и границы дозволенного, которые коллекторы не имеют права нарушать.

Закон защищает должника, как потребителя финансовых услуг и устанавливает меры ответственности коллекторов за любые нарушения.

В соответствии с п.5 ст.5 Закона при взаимодействии с должником, его представителем или третьим лицом коллекторскому агентству запрещается осуществлять следующие недобросовестные действия, в том числе:

  • распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;
  • совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
  • оказывать давление, принуждающее должника к выполнению обязательств по договору путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя, или третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа;
  • вводить лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
  • разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну, полученную от кредитора, его представителя и/или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Если коллектор использует незаконные методы влияния, необходимо обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан посредством:

  • электронной почты: info@finreg.kz;
  • письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
  • в Управление региональных представителей Агентства (по месту жительства);
  • с помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/);
  • по телефону горячей линии: +7 (727) 237 1000.

Действие или бездействие коллекторского агентства, согласно п.6 ст.6 Закона, может быть обжаловано должником и это законное право потребителя финансовых услуг.

Должник и (или) его представители вправе самостоятельно фиксировать процесс переговоров с представителями коллекторского агентства с помощью аудио- или видео- техники.

В случае нарушения прав, вы можете обратиться с жалобой на коллекторов в АРРФР РК на вышеуказанную электронную почту с приложением аудио- и видеоматериалов. В другом случае, обратиться с жалобой письменно в АРРФР РК по адресу: г.Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21 либо в Управление региональных представителей АРРФР РК (по месту жительства), с приложением аудио- и видеоматериалов на электронном носителе (диск, флешка).

На основании п.22 Параграфа 3 Главы 2 Правил рассмотрения жалоб, срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. В случае выявления нарушений со стороны коллекторского агентства данный уполномоченный орган помимо применения административных санкций, может исключить нарушителя из реестра коллекторских агентств, что влечет запрет осуществлять коллекторскую деятельность.

Согласно п.6 ст.5 Закона, коллекторское агентство самостоятельно или по требованию уполномоченного органа обязано принять меры по прекращению полномочий работника-нарушителя в зависимости от характера правонарушения.

Кроме того, в случае если коллекторы при взаимодействии с заемщиком применяют угрозы или оскорбления, можно обратиться и в правоохранительные органы, приобщая любые дополнительные сведения, аудио- и видеозаписи.